tasic: (me)
[personal profile] tasic
disclaimer можно прочесть в первой части.


Чуть более полугода мы дежурили втроем. Сутки через двое. Сменялись приблизительно в 10 утра. Кроме дежурств были выезды на подключение клиентов. В 95-м году подавляющее большинство клиентов сидело на почте, транспортом для которой к конечному клиенту обычно было uucp (unix-to-unix copy). Для получения почты на досовско-виндовые клиентские машины ставилось UUPC -- почтовый клиент авторства Андрея Чернова (ache@) из Москвы. Программа была очень удачная для состояния телефонных линий на то время в городе Киеве. Она цеплялась зубами за модем и не отпускала, пока не убеждалась, что вся почта получена и отправлена. И это имело смысл. Вспоминается несколько выездов. Уж не помню точно, каким именно годом они датированы, но случаи бывали…

Поехал в какую-то контору, сидящую в офисе на Крещатике. Его аренда должны была стоить дурных денег. Попросили подключить почту. Какой-то внутренний модем. За время выездов я разные модемы повидал, но это было что-то особенное. Без инструкции, понимает только базовые AT команды, реакция на другие команды -- невнятная и неочевидная. Максимум, который я смог из него выдушить -- 1200 без MNP. Бедная UUPC -- она честно боролась и даже что-то вытаскивала. С трудом. Постепенно. Но тащила. Модем в те времена конечно не был дешевой забавой, но офис на Кресте с таким модемом? Порекомендовал заменить модем, и позвать специалиста еще раз -- иначе почту они будут получать очень долго, и телефон будет занят. Обещали подумать. А, да! Там еще иногда параллельным телефоном бухгалтерия вклинивалась -- это не выдерживало даже UUPC.

Пошел вместе с gene настраивать какой-то американке почту. Чем она тут занималась -- не знаю, но квартиру она снимала на улице Институтской. Одно или двухкомнатная квартира с четырехметровыми потолками. Зашли в комнату -- стоит лаптоп с PCMCIA модемом. Хочет подключение к Интернет. Попытки соединиться с узлом жалкие и непродолжительные. Модем линию держит плохо, связь идет рывками и недолго. Договариваемся на почту. UUPC жалобно пытается тащить почту, удается ей это плохо и долго. Американка не очень довольна, но хоть так. В качестве прощальной попытки включаем лаптоп в телефонную розетку у входной двери на тумбочке. Связь как из пушки -- 14400, почта аж летает. Но работать в тесной прихожей сталинских времен неудобно. Американке предложено поменять лапшу по квартире, а до тех пор работать в комнате, читать-писать письма, а потом выносить в прихожую, включать в розетку и запускать обмен почты. Барышня удовлетворены.

Ездил ставить UUPC Джеду Сандену.

Я не присутствовал -- sv рассказывал. Поехал на выезд в "корейское посольство". Может и посольство не корейское, и точно не посольство, а у какого-то представителя дома, и тем не менее. Приехал -- открывает какой-то помощник (слуга?). Проводит в комнату -- комната пустая, в углу циновка, на циновке системный блок с экраном и клавиатурой. Попробовал сетапить сидя на полу -- неудобно. Попросил принести стул. Слуга принес из кухни табуретку. Сел на табуретку, задрал экран вверх, как пасть у воющего волка, клавиатуру полжил на колени (мышь еще куда-то присторил) -- сетапит. А слуга рядом стоит, через плечо смотрит. Ну неудобно так работать -- по себе знаю. Хочется чем-нибудь тяжелым смотрящего навернуть. А Саня еще и не выдрежал, что стоят рядом. Так он сказал этому слуге не стоять, а сходить и себе за табуреткой. Тот сходил, принес, поставил рядом, после чего сел на табуретку, чложив ноги "по-турецки". Так и сидел весь процесс сетапа на табуретке, как воробей на жердочке. Сетапил sv, кстати trumpet winsock -- была такая тулзовина под винду для получения online соединения. Да, trumpet… Так вот, включил винду, а там все иероглифами, да еще справа налево. Вобщем была установка винсока наощупь, по порядковым пунктам меню. Но ничего, установил, работало.

Кстати, выезд специалиста был платный, и денежку за выезд, AFAIR получал выезжающий. IMHO очень правильный подход. Вряд ли можно было сильно заработать компании на этих выездах, зато они очень сильно поднимали лояльность сотрудников по отношению к компании (лишняя денежка никогда лишней не бывает). Кроме того сотрудник, получая непосредственную оплату за свой выезд, старался насетапить все так, чтобы вопросов по работе не возникало. Описанные выше случаи скорее исключение из правил (почему и запомнились).

Одной из основных проблем провайдеров в то время были входные телефонные линии. Их не было. Точнее их было очень мало, кроме того зачастую они были не очень качественные. Goo везде, где только можно было, договаривался о площадках -- место, куда заходили телефонные линии, где можно было поставить комп, и бросить выделенку или организовать дозвон на узел carrier. Я уже упоминал, что узлы-площадки в Лаках назывались "кораблями". В 95-м были "нимец" и "корвет". И тот и другой были в некотором общем владении. Не помню местоположение нимца. Корвет стоял на 486 АТС -- goo договорился с Бурсуком, который имел доступ к этой АТС. Физически там никто из Лаков ни разу не был, но это и не обязательно -- удаленно заводили пользователей, а туда заходили не только городские номера, но и три "искровских" номера. Мне кажется, что нимец жил не очень долго, а вот корвет оказался живуч -- пользовались им достаточно долго.

to be continued...

Date: 2013-04-09 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] blinohod.livejournal.com
Кстати, к корейцам я в 97-м году в консульство ездил. У них тогда "связь с центром" навернулась и ребята в отчаянии начали звонить всем подряд, чтобы им вернули оную связь. И дозвонились до Лавры на свою и мою голову.

Вот тогда точно было весело. Приехал, прошу показать пациента в наивных предположениях про винду с трампетом или DOS с UUCP. Мне таки показывают нечто с иероглифическим (текстовым никак не назовешь) терминалом, на котором я ничего знакомого распознать не мог ни до, ни после.

Тихонько офигеваю, но тут же соображаю, что еще есть модем и проблема может быть в нем. Прошу показать мне модем и начинаю радоваться еще больше, т.к. девайс опознать тоже не могу по сей день, а иероглифы на нем ничем не понятнее, чем на ранее упомянутом терминале.

С тоской в голосе прошу продемонстрировать, что же они таки делают, что ничего не работает. Делается что-то, приводящее к знакомому треньканью в динамике модема (эх, давно не слышно тех звуков).

И тут меня и осенило выдернуть шнур питания из модема и вернуть обратно. Пробный запуск софтинки, верещание модема, коннект, что-то бодро шуршит иероглифами по экрану, окружающие в экстазе, деньги за выезд в кармане.

Date: 2013-04-09 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Клиент доволен -- денежка законная. :)

Date: 2013-04-09 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] blinohod.livejournal.com
Вообще, с выездами было весьма интересно иногда. А самые теплые воспоминания от посольства Казахстана. Там еще в должности ИТ-менеджера была девушка Лейла весьма приятной внешности и с четкой установкой на обеспечить кофе и не мешать работать.

Date: 2013-04-10 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Посольский вышкол? :)

Date: 2013-04-10 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] blinohod.livejournal.com
Наверное. И очень неплохая иллюстрация к книжкам Тома ДеМарко про менеджмент в ИТ :)

Date: 2013-04-09 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] gul-kiev.livejournal.com
Помнится, я всегда сразу ездил с модемом, на всякий случай. И несколько раз этот модем сразу и продавал, тем самым не ездил дважды.
Иногда клиент заказывал подключение к интернету, а модема у него не было (тогда это почему-то казалось очень смешным), иногда у него был какой-нибудь такой модем, который был рассчитан на совсем другие линии, а принесённый с собой GVС (позже - IDC) замечательно работал.
И первым делом я вынимал конденсатор из телефонной розетки. Это существенно увеличивало шансы на коннект, хотя иногда и вызывало удивление и вопросы клиентов.
Trumpet, да... Но иногда и fossil, чё. :) Бывали клиенты с MSDOS и DesqView. С OS/2 коммерческих клиентов не помню, некоммерческие только (фидошники).

Почему-то запомнилось, что практически всегда клиенты относились ко мне с каким-то почтением и уважением, предлагали кофе, однажды даже хотели пельменями накормить. С компьютером вообще разрешали делать что захочу, вплоть до форматирования винта и переустановки системы. Кажется, сейчас к выездным специалистам несколько иное отношение. Да и вообще, пожалуй, другие отношения.

Сотрудник не просто имел деньги за выезд. Клиенты, которых сам привёл и подключил - это был чуть ли не полностью доход сотрудника (с какими-то ограничениями). Причём, насколько я помню, в Лаках это в той или иной форме сохранялось аж до смены власти.

Date: 2013-04-10 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Да, до 5 uucp клиентов -- была денежка сотрудника. Могло быть больше, но остальное уже нужно было отдавать "в кассу". Клиентов именно uucp, т.к. они платили фиксированную денежку в месяц. А клиенты действительно относились к приезжему специалисту с особым уважением -- человек подключающий Интернет еще не перешел в категорию сантехника чинящего кран. :)

Date: 2013-04-25 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
Никогда не видел живьем DesqView в эксплуатации. А вот OS/2 в коммерческой эксплуатации видел - в БудМБанке (/702). Фидо, конечно, но все-таки банк, а не домашняя нода.

Date: 2013-04-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] blinohod.livejournal.com
Кстати, а нимиц не на Инкософте ли был? Что-то уж больно знакомое название :)

Date: 2013-04-10 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Нимец стоял у Малькова. Инкософт? Я нимец почему-то практически не помню. Может я им не занимался и он прошел мимо меня?

Date: 2013-04-10 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] blinohod.livejournal.com
Он самый. Насколько я помню, сначала им занимался Игорь Цуканов и нимиц в те времена работал только на UUCP, периодически отзваниваясь на предмет накопившейся почты. Так и жил, пока Мальков не обзавелся выделенкой и штатным админом.

Date: 2013-04-10 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Да, судя по письмам тех времен им действительно занимался orion.

Date: 2013-04-14 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] arcxer.livejournal.com
А я так и не научился получать удовольствие от выездов к клиентам, и в какой-то момент попросил меня больше на выезды не посылать. Хотя на выездах можно было неплохую по тем временам денежку зарабатывать. Но пару выездов к каким-то особенно "неудачным" клиентам меня полностью добили (были ведь "хорошие" и "плохие" абоненты -- с первых как-то даже порой неудобно было брать те же деньги, что и со вторых).

И, кстати, ограниечение на 5 собственных абонентов -- с одной стороны да, а с другой был, например, orion, у которого их было гораздо больше. Но там, видимо, какая-то особая договоренность была.

Date: 2013-04-15 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Лаки не были предприятием с налаженной бюрократией. :) Очень много чего держалось на личных договоренностях, соглашениях и прочих исторически сложившихся вещах.

Date: 2013-04-17 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] arcxer.livejournal.com
Одной из "фич" личных абонентов было то, что их поддержкой должен был заниматься их "владелец" лично (то есть в регулярную службу поддержки они обращаться не должны были). Вот с этим вроде бы возникали некоторые накладки.

Date: 2013-04-17 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Возникали ситуации. Хотя большей частью, насколько я помню, они возникали в случаях экстренной помощи, когда абонент не мог найти своего куратора.

Date: 2013-04-25 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
"выезд в "корейское посольство""

А я смутно помню что maxy@ рассказывал мне эту историю от первого лица :)

Date: 2013-04-25 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Кажется sv рассказывал мне эту историю еще тогда, когда я maxy и лично еще не знал. :)

Date: 2013-04-25 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
Я думаю она еще долго будет ходить в виде байки:)

Date: 2013-04-25 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Она того заслуживает. ;)
(deleted comment)

Date: 2013-04-25 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
У меня был "несколько проблематичный" выезд в Price Waterhouse -- напишу где-нибудь потом.

Date: 2013-04-26 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] arcxer.livejournal.com
А ЮЮПиЦу можно было к другой по сети научить ходить? Как? 8-0 Или просто читалка с зашареным диском? Никогда не был силен в клиентских технологиях.

Мы как-то, помню, с Ay битый час бились с кривой инсталляцией UUPC у него дома: не работает и усе! Причем поставленная с нуля рядом такая же работает, а эта - нет. Можно было бы оставить ту, что работает, но интересно же! Потом выяснилось, что где-то в конфиге было uupc вместо uucp (или наоборот?)

А на выезде меня как-то пригласили обедать, напоили водкой, и я им там еще что-то снес/поломал после на нетрезвую голову. Пришлось ехать чинить на сл. день.

Date: 2013-04-26 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Насколько я помню, в UUPC отдельно определялся транспорт. Обычно это был модем со всеми вытекающими. Но кажется можно было и другой транспорт определить.

Date: 2013-04-26 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] arcxer.livejournal.com
Ну правильно. Это как раз то, что мы с Ay мастерили - uupc over tcp, когда у него выделенка дома появилась. Но это когда с другой стороны полноценный Unix с inetd и тп. А вот когда с другой стороны другая uupc под типа Досом, где никто ничего не слушает...

Чего-го я торможу тут... Наверное, все же просто читалка bmail/dmail, которая вызывает зашареную uupc чтобы в общий котел исходящие складывать, да зашареные мейлбоксы читает.

Date: 2013-04-26 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Под юнихом uucp вообще без проблем работал over tcp. Я не зря ведь написал uu_PC_ -- имел в виду именно досовскую программу.

Лучше конечно vaga скажет, что он имел в виду, но думаю, что именно общий uupc котел и разнесенные читалки.
Edited Date: 2013-04-26 01:17 pm (UTC)

Date: 2013-05-01 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] netch80.livejournal.com
Нет, UUPC сама по себе умела работать только с компортом. Но вот вместо реального компорта можно было подсунуть специальный "пакетный драйвер". Я видел такую конструкцию работающей у Смита, но, по-моему, кроме него никто не смог это заточить... меня точно не хватило. Зато можно было в этом случае штатно назначить протокол "t" вместо дефолтных "gG".

Date: 2013-05-01 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] tasic.livejournal.com
Я помню, что я подсовывал UUPC что-то, заметно отличающееся от hayes compatible модема. То ли локалку, то ли еще что -- точно не помню. Заняло конечно некоторое время, но работало.

Profile

tasic: (Default)
tasic

December 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 31st, 2026 09:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios